Тиккурила уходит с российского рынка лакокрасочных материалов. Интервью генерального директора BIOFA
Интервью генерального директора BIOFA Россия Вязанкиной Марины Владимировны на радио Вести FM
Ведущий Павел Анисимов: Сегодня поговорим о красках и лаках, в общем, о всём о том, чем мы красим полы и стены. Финский производитель ЛКМ Tikkurila объявила об уходе из России. Краски Тиккурила считаются одними из лучших по качеству и разнообразию оттенков, есть ли достойная замена?
Генеральный директор ООО БИОФА Марина Вязанкина: Мы, лакокрасочники, ждали таких событий, потому что началось такое «бурление» еще в прошлом году - с активного роста цен, и что будут такие громкие заявления на рынке.
Павел Анисимов: С нашего рынка уходит достаточно серьезный конкурент, но если не номер один на нашем рынке, то в первой тройке. Отечественные производители рады, если уже в прошлом году начались такие разговоры?
Марина Вязанкина: Вопрос в том, чтобы рынок был конкурентен и потребитель получал качественный продукт. Естественно, если этот продукт является отечественным и высококачественным, то всем от этого хорошо, но надо заметить, что многие иностранные производители уже многие годы использовали в том числе и отечественное сырье. Поэтому такой вопрос разноплановый и если говорить про компанию Tikkurila, то финская компания входит в состав крупного американского холдинга PPG, а это один из мировых лидеров, но этот лидер больше производит промышленные покрытия. Если мы говорим про рынок покрытий для автомобильной промышленности, то присутствуют два сильных игрока - это PPG и Akzo Nobel и они были очень сильно представлены на рынке России, больше половины всех лакокрасочных материалов. На российском рынке ходила такая информация, что скорее всего Tikkurila будет уходить, потому что разные цели у PPG - больше не DIY-продуктов, а именно промышленное направление ЛКМ.
Павел: Представители Тиккурила говорили, что проблема больше в логистике, что сложнее стало доставлять и главная причина - все санкционные и таможенные ограничения. А правда ли, что каждый производитель держит в секрете состав красок и повторить раствор не получится? В чем секрет вашей компании?
Марина: Наша компания, наоборот, открыто публикует полностью состав красок, чтобы потребитель мог знать, что он использует. Это наша философия на протяжении 15 лет и гордимся этим. Поэтому больше здесь труд людей, целостность команды и качество, которое дается в руки клиенту, чтобы он при использовании продукта получал удовольствие. Я бы хотела добавить, по поводу логистики - Tikkurila (по внутренней информации) получает сырье через европейский офис и если поставщик отечественный, то это тоже происходит через европейское подразделение компании PPG и, соответственно, уже начались сбои в поставках и дистрибьютеры получили меньшую поддержку от производителя. Этот процесс начался нескольких месяцев назад.
Павел: Я правильно понял, что сырье, которое Tikkurila на заводах под Санкт-Петербургом использовали - наше? Оно отправлялось сначала в Европу, а потом обратно к нам?
Марина: Подтверждалось из Европы, порядка 50-70 % последние 3-4 года большинство иностранных брендов, имеющих предприятия на территории РФ, а также, наши производители, использовали отечественное сырье, а функциональные добавки (диспергаторы, пеногасители, консерванты) были от европейских поставщиков, поэтому сейчас происходит активное «переобувание» на другие рельсы и переход на отечественных производителей, на китайских и турецких поставщиков. Неплохие компании есть.
Павел: С какими компонентами у нас есть трудности, могут быть трудности, куда надо переориентироваться, чего не хватает?
Марина: Сейчас основная головная боль - это программное обеспечение торговых точек и рынок пигментных паст. Если мы говорим про рынок диоксида титана (важный элемент рецептуры любой краски), раньше у нас не было замены, сейчас - есть завод по производству диоксида титана в Республике Крым, г. Армянск. Он работал на самой слабой мощности из-за закрытия северо-крымского канала, но в ближайшем будущем производитель планирует нарастить объемы. Сейчас ряд производителей открывает производство диоксида титана в России, соответственно, требуется определенное время для того, чтобы это возобновить. Если говорить про эффективность замены составляющих - вопрос только в профессионализме команды производителя того или иного завода и на сколько они могут быстро среагировать. Ситуация не катастрофична, выход есть и вариантов достаточно.
Павел: Если пигментных паст не хватает, я так понял они придают цвет определенной краске, если их не будет хватать, то в магазинах только белая краска останется?
Марина: Немного не так. Есть цвета, на которые требуется очень мало пигментной пасты (голубой, розовый) и большинство производителей запаслись в марте складскими остатками и у многих есть в наличии товар на складе.
Павел: У Tikkurila был хороший сервис колировки, по-моему, от 20 000 до 100 000 цветов можно было подобрать. Сегодня сделать номер 101, прийти через 3 года и заказать этот номер 101 и ровно такая же краска будет на выходе. Есть ли замена сервису колировки? Я так понимаю и здесь могут быть проблемы?
Марина: Рынок по-разному реагирует - кто-то боится (дистрибьютеры на точках продаж), кто-то считает, что сможет справиться. Вопрос одновременно и тяжелый, и легкий. Во-первых, надо отдать должное Tikkurila - создала культуру по выбору цвета красок в России и многие на нее ориентировались и использовали как эталон, но не секрет, что у каждого производителя есть эти цвета в наличии уже по рецептуре и их можно воспроизвести. А по поводу программного обеспечения, здесь вопрос в том, на сколько производитель именно колеровочного оборудования даст поддержку в точках продаж. Я общалась со многими, кто представляет бренды иностранных производителей и, кстати, они не уходят из России, а наоборот, активно наращивают обороты, потому что заводы расположены, например, в Индии. При этом - это итальянская фирма по производству, и они готовы оказать всяческую поддержку, потому что все понимают, что друг другу нужно помогать и работать сообща, только в этом все выиграют, нельзя радоваться чужим проблемам, надо друг другу оказывать взаимопомощь и взаимовыручку.
Павел: Да, надо решать проблемы и двигаться дальше. Кстати, очень хороший пример -немецкий ретейлер, который известен садовой техникой и тд., он же тоже ушел, пришли другие собственники под тем же брендом и перенастроили программное обеспечение, потому что товар был на складе, но касса его не пробивала. Ушло буквально у них 2 недели, и я думаю, что, если с сервисом колеровки Tikkurila возникнут проблемы, можно будет таким же образом это решить.
Обсудим рынок красок. Ваша линейка за последний месяц как-то сократилась из-за проблем с теми же компонентами либо вы, наоборот, расширили, нарастили производство, в том числе того, что сейчас уходит? На днях специально зашел в строительный магазин, посмотрел, что наименований банок с красками стало меньше, ряды растянуты красками 1-2 фирмами. Как российские производители переживают такие непростые времена, в том числе и под санкционным давлением, ведь напомню, с июля вступает запрет ЕС на поставки в Россию компонентов для лакокрасочной промышленности.
Марина: Вы верно подметили, что где-то присутствуют витрины с «растянутым» ассортиментом красок на полках. Наша компания, ещё в пандемию подготовилась к тому, что может быть абсолютно все, что угодно и мы перешли на планомерные закупки в течении года, поэтому наши товарные запасы обеспечены до конца года. По поводу вопроса колористики - мы приняли решение разрабатывать программу, потому что у нас очень много профессионалов в области IT и мы будем самостоятельно создавать программное обеспечение совместно с производителем колеровочного оборудования. А с точки зрения наличия товаров на полках - это вопрос больше такой дискуссионный, каждый бренд работает по-своему и каждый преследует свою цель, но большинство производителей представлены и можно в разных точках продаж купить краску. На тех же строительных рынках есть большое кол-во товара, у дистрибьютеров, которые напрямую получают товар от завода изготовителя, постоянно есть складские остатки и всегда можно найти альтернативу, то есть та же краска Евро4 у Tikkurila, очень много производителей, которые стремятся к этому уровню качества и производят практически аналогичный продукт. Я считаю, что не стоит бояться использовать отечественные краски, потому что они уже давно догнали, а где-то и перегнали иностранных поставщиков и они доступны по цене и на складах, и в магазинах, поэтому мы всё-таки отдаем предпочтение больше отечественным.
Павел: Да, но я читал такое мнение, что уход таких монстров лакокрасочных изделий как Tikkurila и других - это будет и потеря качества, к которому уже привыкли российские производители, поскольку говорят, что краски наших производителей часто изготавливаются не по Госту, не по каким-то европейским нормам, стандартам, а по ТУ, то есть это совсем другой «колинкор», чем можете возразить?
Марина: Наши химики-технологи, работающие в лабораториях, советского воспитания и знают Госты, которые были еще в 80-е - начале 90-х и вопрос качества приоритетный. Да, было время, не надо скрывать, я сама скептически относилась к отечественным ЛКМ и считала, что невозможно воспроизвести, но последние годы показали, что мы научились требовать от производителя, как потребители, качественного продукта и его получать, потому что есть активные форумы в которых потребителей обсуждают, достаточно ввести название бренда в поисковой системе и тебе выйдет огромное количество сайтов, где люди публикуют свое мнение и ты можешь очень легко сделать выбор того или иного бренда, в зависимости от назначения.
Павел: От чего зависит качество краски или лака? Для меня, как потребителя, важно чтобы интерьерные краски быстро сохли, не пахли, ровно ложились. Если для наружных работ, какой-то деревянный дом покрасить, чтобы покрытие долго держалось и не выцветало, чтобы была какая-то устойчивость к мытью и так далее. То есть очень много компонентов и потребителю было сложно выбрать, когда был ограниченный выбор, но, когда вернулись иностранные компании со своим качеством и мы привыкли к тому, что краски быстро сохнут, не пахнут, долго держатся, не выцветают, можно их мыть очень часто и т.д. От чего зависит качество? Могут ли наши повторить или предвосхитить то, что производила та же самая Tikkurila?
Марина: Да, Вы совершенно правы - вопрос внутренних работ, то что краска не пахнет – это уже стандарт внутренней работы, это всегда вода и какая-либо акриловая дисперсия. За качество отвечает связывающее, по терминологии химиков - это та субстанция, которая является рабочей и она дает те или иные свойства краски, то есть она может быть устойчивая к истиранию, может не шелушиться и не растрескиваться, она может служить основой, что на ней можно писать маркером, а потом стирать, это связывающее вещество и есть сердце краски и чем подробнее производитель пишет в составе на банке компоненты, тем легче понять из чего состоит продукт и какими свойствами он может обладать. С точки зрения запаха, к сожалению, наше законодательство в какой-то момент запретило использовать растворитель д ароматизированный. Поэтому то, чем красят на улице - используется краска с очень пахучим растворителем, и мы от этого страдаем и хотелось на государственном уровне этот вопрос решить, потому что он очень легко решаемый и можно использовать качественные ЛКМ, которые будут долго служить.
Павел: И еще один вопрос, который мы задаем нашим экспертам, изучая ту или иную проблему, то или иное направление - что с ценами? Как изменились цены на краски, лаки за последний месяц, потому что видели, что был достаточно большой ажиотаж - скупали лаки, краски те, кто готовился к ремонту, как сейчас ситуация? Как производители меняют ценники?
Марина: Цены менялись с прошлого года и основной рост произошел еще в прошлом году, был большой скачок, когда произошел резкий рост курса валют и в начале этого года. Сейчас цены стабилизировались и вопрос цены уже не такой острый, как был раньше.
Павел: Заработал ли параллельный импорт по лакокрасочным материалам? Может ли он возместить остановку официальных поставок?
Марина: Импорт заработал, работают компании в основном через Турцию, есть ряд компаний, которые открывают представительство через Турцию и каналы поставок практически уже налажены.
Павел: Нашли обходные пути. Это чуть подольше и подороже, но все равно проблем никаких с компонентами не испытывают производители наших красок?
Марина: Проблема есть, но я еще раз повторюсь, она решаема. Нет такой ситуации, когда все отрезано, все закрыто и невозможно найти никаких путей решения.
Павел: Вы говорили, что есть какие-то закрытые совещания и чаты. Заводы Tikkurila под Петербургом, по Вашему мнению, их окончательно закроют либо найдется инвестор, уже есть примеры по другим отраслям?
Марина: Эта ситуация непонятная, даже сотрудники, на сколько я в курсе инсайдерской информации, еще не знают. 30 числа должен выйти официальный пресс-релиз при том, что даже на финской Tikkurila были разные объявления, сначала одно написали, потом другое. Все думают, что будет просто перепродажа или переход к управлению с действующим руководством.
Павел: То есть те же краски будут либо другие, просто под каким-то названием?
Марина: Будут те же краски, просто под другим названием, если говорить простым языком.
Павел: Финальный вопрос - чем красить? Кисти, валики, есть латки для краски, если ли с этим проблема либо это уже все наше?
Марина: Это уже много лет китайский рынок и отечественный, то есть с этим давно нет проблем, потому что европейские производители не проходят по ценовому сегменту.
Павел:Спасибо большое, Марина Владимировна!
ООО БИОФА – официальный импортер немецких натуральных красок и масел для дерева и минеральных поверхностей, производитель натуральных масел и акриловых красок для отделочных работ